AVR Assembler Source Blog

Ремонт частотных преобразователей AVR Assembler Source Blog: Справка по Ассемблеру для Atmel AVR

Thursday, October 3, 2013

Справка по Ассемблеру для Atmel AVR

Справка по Ассемблеру для Atmel AVR

Исходные коды

Компилятор работает с исходными файлами, содержащими инструкции, метки и директивы. Инструкции и директивы, как правило, имеют один или несколько операндов.
Строка кода не должна быть длиннее 120 символов.
Любая строка может начинаться с метки, которая является набором символов заканчивающимся двоеточием. Метки используются для указания места, в которое передаётся управление при переходах, а также для задания имён переменных.
Входная строка может иметь одну из четырёх форм:
[метка:] директива [операнды] [Комментарий]
[метка:] инструкция [операнды] [Комментарий]
Комментарий
Пустая строка
Комментарий имеет следующую форму:
; [Текст]
Позиции в квадратных скобках необязательны. Текст после точки с запятой (;) и до конца строки игнорируется компилятором. Метки, инструкции и директивы более детально описываются ниже.

Примеры:

label:════ .EQU var1=100 ; Устанавливает var1 равным 100 (Это директива)
══════════ .EQU var2=200 ; Устанавливает var2 равным 200
test:═════ rjmp test════ ; Бесконечный цикл (Это инструкция)
════════════════════════ ; Строка с одним только комментарием
════════════════════════ ; Ещё одна строка с комментарием
Компилятор не требует чтобы метки, директивы, комментарии или инструкции находились в определённой колонке строки.

═Инструкции процессоров AVR

Ниже приведен набор команд процессоров AVR, более детальное описание их можно найти в AVR Data Book.

═Арифметические и логические инструкции

МнемоникаОперандыОписаниеОперацияФлагиЦиклы
ADD═Rd,Rr═Суммирование без переносаRd = Rd + Rr═Z,C,N,V,H,S═1
ADCRd,RrСуммирование с переносомRd = Rd + Rr + CZ,C,N,V,H,S1
SUBRd,RrВычитание без переносаRd = Rd - RrZ,C,N,V,H,S1
SUBIRd,K8Вычитание константыRd = Rd - K8Z,C,N,V,H,S1
SBCRd,RrВычитание с переносомRd = Rd - Rr - CZ,C,N,V,H,S1
SBCIRd,K8Вычитание константы с переносомRd = Rd - K8 - CZ,C,N,V,H,S1
ANDRd,RrЛогическое ИRd = Rd ╥ RrZ,N,V,S═1
ANDIRd,K8Логическое И с константойRd = Rd ╥ K8Z,N,V,S1
ORRd,RrЛогическое ИЛИRd = Rd V RrZ,N,V,S1
ORIRd,K8Логическое ИЛИ с константойRd = Rd V K8Z,N,V,S1
EORRd,RrЛогическое исключающее ИЛИRd = Rd EOR RrZ,N,V,S1
COMRdПобитная ИнверсияRd = $FF - RdZ,C,N,V,S1
NEGRdИзменение знака (Доп. код)Rd = $00 - RdZ,C,N,V,H,S1
SBRRd,K8Установить бит (биты) в регистреRd = Rd V K8Z,C,N,V,S1
CBRRd,K8Сбросить бит (биты) в регистреRd = Rd ╥ ($FF - K8)Z,C,N,V,S1
INCRdИнкрементировать значение регистраRd = Rd + 1Z,N,V,S1
DECRdДекрементировать значение регистраRd = Rd -1Z,N,V,S1
TSTRdПроверка на ноль либо отрицательностьRd = Rd ╥ RdZ,C,N,V,S1
CLRRdОчистить регистрRd = 0Z,C,N,V,S1
SERRdУстановить регистрRd = $FFNone1
ADIWRdl,K6Сложить константу и словоRdh:Rdl = Rdh:Rdl + K6═Z,C,N,V,S2
SBIWRdl,K6Вычесть константу из словаRdh:Rdl = Rdh:Rdl - K 6Z,C,N,V,S2
MULRd,RrУмножение чисел без знакаR1:R0 = Rd * RrZ,C2
MULSRd,RrУмножение чисел со знакомR1:R0 = Rd * RrZ,C2
MULSURd,RrУмножение числа со знаком с числом без знакаR1:R0 = Rd * RrZ,C2
FMULRd,RrУмножение дробных чисел без знакаR1:R0 = (Rd * Rr) << 1Z,C2
FMULSRd,RrУмножение дробных чисел со знакомR1:R0 = (Rd *Rr) << 1Z,C2
FMULSURd,RrУмножение дробного числа со знаком с числом без знакаR1:R0 = (Rd * Rr) << 1Z,C2

═Инструкции ветвления

МнемоникаОперандыОписаниеОперацияФлагиЦиклы
RJMPkОтносительный переходPC = PC + k +1None2
IJMPНетКосвенный переход на (Z)PC = ZNone2
EIJMPНетРасширенный косвенный переход на (Z)STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) = EINDNone2
JMPkПереходPC = kNone3
RCALLkОтносительный вызов подпрограммыSTACK = PC+1, PC = PC + k + 1None3/4*
ICALLНетКосвенный вызов (Z)STACK = PC+1, PC = Z═None3/4*
EICALLНетРасширенный косвенный вызов (Z)STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) =EINDNone4*
CALLkВызов подпрограммыSTACK = PC+2, PC = kNone4/5*
RETНетВозврат из подпрограммыPC = STACKNone4/5*
RETIНетВозврат из прерыванияPC = STACKI4/5*
CPSERd,RrСравнить, пропустить если равны═if (Rd ==Rr) PC = PC 2 or 3None1/2/3
CPRd,RrСравнитьRd -RrZ,C,N,V,H,S1
CPCRd,RrСравнить с переносомRd - Rr - CZ,C,N,V,H,S1
CPIRd,K8Сравнить с константойRd - KZ,C,N,V,H,S1
SBRCRr,bПропустить если бит в регистре очищенif(Rr(b)==0) PC = PC + 2 or 3None1/2/3
SBRSRr,bПропустить если бит в регистре установленif(Rr(b)==1) PC = PC + 2 or 3None1/2/3
SBICP,bПропустить если бит в порту очищенif(I/O(P,b)==0) PC = PC + 2 or 3None1/2/3
SBISP,bПропустить если бит в порту установленif(I/O(P,b)==1) PC = PC + 2 or 3None1/2/3
BRBCs,kПерейти если флаг в SREG очищенif(SREG(s)==0) PC = PC + k + 1None1/2
BRBSs,kПерейти если флаг в SREG установленif(SREG(s)==1) PC = PC + k + 1None1/2
BREQkПерейти если равноif(Z==1) PC = PC + k + 1None1/2
BRNEkПерейти если не равноif(Z==0) PC = PC + k + 1None1/2
BRCSkПерейти если перенос установленif(C==1) PC = PC + k + 1None1/2
BRCCkПерейти если перенос очищенif(C==0) PC = PC + k + 1None1/2
BRSHkПерейти если равно или большеif(C==0) PC = PC + k + 1None1/2
BRLOkПерейти если меньшеif(C==1) PC = PC + k + 1None1/2
BRMIkПерейти если минусif(N==1) PC = PC + k + 1None1/2
BRPLkПерейти если плюсif(N==0) PC = PC + k + 1None1/2
BRGEkПерейти если больше или равно (со знаком)if(S==0) PC = PC + k + 1None1/2
BRLTkПерейти если меньше (со знаком)if(S==1) PC = PC + k + 1None1/2
BRHSkПерейти если флаг внутреннего переноса установленif(H==1) PC = PC + k + 1None1/2
BRHCkПерейти если флаг внутреннего переноса очищенif(H==0) PC = PC + k + 1None1/2
BRTSkПерейти если флаг T установленif(T==1) PC = PC + k + 1None1/2
BRTCkПерейти если флаг T очищенif(T==0) PC = PC + k + 1None1/2
BRVSkПерейти если флаг переполнения установленif(V==1) PC = PC + k + 1None1/2
BRVCkПерейти если флаг переполнения очищенif(V==0) PC = PC + k + 1None1/2
BRIEkПерейти если прерывания разрешеныif(I==1) PC = PC + k + 1None1/2
BRIDkПерейти если прерывания запрещеныif(I==0) PC = PC + k + 1None1/2
* Для операций доступа к данным количество циклов указано при условии доступа к внутренней памяти данных, и не корректно при работе с внешним ОЗУ. Для инструкций CALL, ICALL, EICALL, RCALL, RET и RETI, необходимо добавить три цикла плюс по два цикла для каждого ожидания в контроллерах с PC меньшим 16 бит (128KB памяти программ). Для устройств с памятью программ свыше 128KB , добавьте пять циклов плюс по три цикла на каждое ожидание.

Инструкции передачи данных

МнемоникаОперандыОписаниеОперацияФлагиЦиклы
MOVRd,RrСкопировать регистрRd = RrNone1
MOVWRd,RrСкопировать пару регистровRd+1:Rd = Rr+1:Rr, r,d evenNone1
LDIRd,K8Загрузить константуRd = KNone1
LDSRd,kПрямая загрузкаRd = (k)None2*
LDRd,XКосвенная загрузкаRd = (X)None2*
LDRd,X+Косвенная загрузка с пост-инкрементомRd = (X), X=X+1None2*
LDRd,-XКосвенная загрузка с пре-декрементомX=X-1, Rd = (X)None2*
LDRd,YКосвенная загрузкаRd = (Y)None2*
LDRd,Y+Косвенная загрузка с пост-инкрементомRd = (Y), Y=Y+1None2*
LDRd,-YКосвенная загрузка с пре-декрементомY=Y-1, Rd = (Y)None2*
LDDRd,Y+qКосвенная загрузка с замещениемRd = (Y+q)None2*
LDRd,ZКосвенная загрузкаRd = (Z)None2*
LDRd,Z+Косвенная загрузка с пост-инкрементомRd = (Z), Z=Z+1None2*
LDRd,-ZКосвенная загрузка с пре-декрементомZ=Z-1, Rd = (Z)None2*
LDDRd,Z+qКосвенная загрузка с замещениемRd = (Z+q)None2*
STSk,RrПрямое сохранение(k) = RrNone2*
STX,RrКосвенное сохранение(X) = RrNone2*
STX+,RrКосвенное сохранение с пост-инкрементом(X) = Rr, X=X+1None2*
ST-X,RrКосвенное сохранение с пре-декрементомX=X-1, (X)=RrNone2*
STY,RrКосвенное сохранение(Y) = RrNone2*
STY+,RrКосвенное сохранение с пост-инкрементом(Y) = Rr, Y=Y+1None2
ST-Y,RrКосвенное сохранение с пре-декрементомY=Y-1, (Y) = RrNone2
STY+q,RrКосвенное сохранение с замещением(Y+q) = RrNone2
STZ,RrКосвенное сохранение(Z) = RrNone2
STZ+,RrКосвенное сохранение с пост-инкрементом(Z) = Rr, Z=Z+1None2
ST-Z,RrКосвенное сохранение с пре-декрементомZ=Z-1, (Z) = RrNone2
STZ+q,RrКосвенное сохранение с замещением(Z+q) = RrNone2
LPMНетЗагрузка из программной памятиR0 = (Z)None3
LPMRd,ZЗагрузка из программной памятиRd = (Z)None3
LPMRd,Z+Загрузка из программной памяти с пост-инкрементомRd = (Z), Z=Z+1None3
ELPMНетРасширенная загрузка из программной памятиR0 = (RAMPZ:Z)None3
ELPMRd,ZРасширенная загрузка из программной памятиRd = (RAMPZ:Z)None3
ELPMRd,Z+Расширенная загрузка из программной памяти с пост-инкрементомRd = (RAMPZ:Z), Z = Z+1None3
SPMНетСохранение в программной памяти(Z) = R1:R0None-
ESPMНетРасширенное сохранение в программной памяти(RAMPZ:Z) = R1:R0None-
INRd,PЧтение портаRd = PNone1
OUTP,RrЗапись в портP = RrNone1
PUSHRrЗанесение регистра в стекSTACK = RrNone2
POPRdИзвлечение регистра из стекаRd = STACKNone2
* Для операций доступа к данным количество циклов указано при условии доступа к внутренней памяти данных, и не корректно при работе с внешним ОЗУ. Для инструкций LD, ST, LDD, STD, LDS, STS, PUSH и POP, необходимо добавить один цикл плюс по одному циклу для каждого ожидания.

Инструкции работы с битами

МнемоникаОперандыОписаниеОперацияФлагиЦиклы
LSLRdЛогический сдвиг влевоRd(n+1)=Rd(n), Rd(0)=0, C=Rd(7)Z,C,N,V,H,S1
LSRRdЛогический сдвиг вправоRd(n)=Rd(n+1), Rd(7)=0, C=Rd(0)Z,C,N,V,S1
ROLRdЦиклический сдвиг влево через CRd(0)=C, Rd(n+1)=Rd(n), C=Rd(7)Z,C,N,V,H,S1
RORRdЦиклический сдвиг вправо через CRd(7)=C, Rd(n)=Rd(n+1), C=Rd(0)Z,C,N,V,S1
ASRRdАрифметический сдвиг вправоRd(n)=Rd(n+1), n=0,...,6Z,C,N,V,S1
SWAPRdПерестановка тетрадRd(3..0) = Rd(7..4), Rd(7..4) = Rd(3..0)None1
BSET═sУстановка флагаSREG(s) = 1SREG(s)1
BCLRsОчистка флагаSREG(s) = 0SREG(s)1
SBIP,bУстановить бит в портуI/O(P,b) = 1None2
CBIP,bОчистить бит в портуI/O(P,b) = 0None2
BSTRr,bСохранить бит из регистра в TT = Rr(b)T1
BLDRd,bЗагрузить бит из T в регистрRd(b) = TNone1
SECНетУстановить флаг переносаC =1C1
CLCНетОчистить флаг переносаC = 0C1
SENНетУстановить флаг отрицательного числаN = 1N1
CLNНетОчистить флаг отрицательного числаN = 0N1
SEZНетУстановить флаг нуляZ = 1Z1
CLZНетОчистить флаг нуляZ = 0Z1
SEIНетУстановить флаг прерыванийI = 1I1
CLIНетОчистить флаг прерыванийI = 0I1
SESНетУстановить флаг числа со знакомS = 1S1
CLNНетОчистить флаг числа со знакомS = 0S1
SEVНетУстановить флаг переполненияV = 1V1
CLVНетОчистить флаг переполненияV = 0V1
SETНетУстановить флаг TT = 1T1
CLTНетОчистить флаг TT = 0T1
SEHНетУстановить флаг внутреннего переносаH = 1H1
CLHНетОчистить флаг внутреннего переносаH = 0H1
NOPНетНет операцииНетNone1
SLEEPНетСпать (уменьшить энергопотребление)Смотрите описание инструкцииNone1
WDRНетСброс сторожевого таймераСмотрите описание инструкцииNone1

Ассемблер не различает регистр символов.
Операнды могут быть таких видов:
Rd: Результирующий (и исходный) регистр в регистровом файле
Rr: Исходный регистр в регистровом файле
b: Константа (3 бита), может быть константное выражение
s: Константа (3 бита), может быть константное выражение
P: Константа (5-6 бит), может быть константное выражение
K6; Константа (6 бит), может быть константное выражение
K8: Константа (8 бит), может быть константное выражение
k: Константа (размер зависит от инструкции), может быть константное выражение
q: Константа (6 бит), может быть константное выражение
Rdl:═ R24, R26, R28, R30. Для инструкций ADIW и SBIW
X,Y,Z: Регистры косвенной адресации (X=R27:R26, Y=R29:R28, Z=R31:R30)

Директивы ассемблера

Компилятор поддерживает ряд директив. Директивы не транслируются непосредственно в код. Вместо этого они используются для указания положения в программной памяти, определения макросов, инициализации памяти и т.д. Список директив приведён в следующей таблице.

ДирективаОписание
BYTEЗарезервировать байты в ОЗУ
CSEGПрограммный сегмент
DBОпределить байты во флэш или EEPROM
DEFНазначить регистру символическое имя
DEVICEОпределить устройство для которого компилируется программа
DSEGСегмент данных
DWОпределить слова во флэш или EEPROM
ENDM, ENDMACROКонец макроса
EQUУстановить постоянное выражение
ESEGСегмент EEPROM
EXITВыйти из файла
INCLUDEВложить другой файл
LISTВключить генерацию листинга
LISTMACВключить разворачивание макросов в листинге
MACROНачало макроса
NOLISTВыключить генерацию листинга
ORGУстановить положение в сегменте
SETУстановить переменный символический эквивалент выражения
Все директивы предваряются точкой.

BYTE - Зарезервировать байты в ОЗУ

Директива BYTE резервирует байты в ОЗУ. Если вы хотите иметь возможность ссылаться на выделенную область памяти, то директива BYTE должна быть предварена меткой. Директива принимает один обязательный параметр, который указывает количество выделяемых байт. Эта директива может использоваться только в сегменте данных(смотреть директивы CSEG и DSEG). Выделенные байты не инициализируются.
Синтаксис:
МЕТКА: .BYTE выражение
Пример:
.DSEG
var1:═══ .BYTE 1═══════════ ; резервирует 1 байт для var1
table:══ .BYTE tab_size════ ; резервирует tab_size байт
.CSEG
════════ ldi r30,low(var1)═ ; Загружает младший байт регистра Z
════════ ldi r31,high(var1) ; Загружает старший байт регистра Z
════════ ld r1,Z═══════════ ; Загружает VAR1 в регистр 1

CSEG - Программный сегмент

Директива CSEG определяет начало программного сегмента. Исходный файл может состоять из нескольких программных сегментов, которые объединяются в один программный сегмент при компиляции. Программный сегмент является сегментом по умолчанию. Программные сегменты имеют свои собственные счётчики положения которые считают не побайтно, а по словно. Директива ORG может быть использована для размещения кода и констант в необходимом месте сегмента. Директива CSEG не имеет параметров.
Синтаксис:
.CSEG
Пример:
.DSEG══════════════════════ ; Начало сегмента данных
vartab: .BYTE 4════════════ ; Резервирует 4 байта в ОЗУ
.CSEG══════════════════════ ; Начало кодового сегмента
const:═ .DW 2══════════════ ; Разместить константу 0x0002 в памяти программ
═══════ mov r1,r0══════════ ; Выполнить действия

DB - Определить байты во флэш или EEPROM

Директива DB резервирует необходимое количество байт в памяти программ или в EEPROM. Если вы хотите иметь возможность ссылаться на выделенную область памяти, то директива DB должна быть предварена меткой. Директива DB должна иметь хотя бы один параметр. Данная директива может быть размещена только в сегменте программ (CSEG) или в сегменте EEPROM (ESEG).
Параметры передаваемые директиве - это последовательность выражений разделённых запятыми. Каждое выражение должно быть или числом в диапазоне (-128..255), или в результате вычисления должно давать результат в этом же диапазоне, в противном случае число усекается до байта, причём БЕЗ выдачи предупреждений.
Если директива получает более одного параметра и текущим является программный сегмент, то параметры упаковываются в слова (первый параметр - младший байт), и если число параметров нечётно, то последнее выражение будет усечено до байта и записано как слово со старшим байтом равным нулю, даже если далее идет ещё одна директива DB.
Синтаксис:
МЕТКА:═ .DB список_выражений
Пример:
.CSEG
consts: .DB 0, 255, 0b01010101, -128, 0xaa
.ESEG
const2: .DB 1,2,3

DEF - Назначить регистру символическое имя

Директива DEF позволяет ссылаться на регистр через некоторое символическое имя. Назначенное имя может использоваться во всей нижеследующей части программы для обращений к данному регистру. Регистр может иметь несколько различных имен. Символическое имя может быть переназначено позднее в программе.
Синтаксис:
.DEF Символическое_имя = Регистр
Пример:
.DEF temp=R16
.DEF ior=R0
.CSEG
═ldi temp,0xf0═ ; Загрузить 0xf0 в регистр temp (R16)
═in ior,0x3f═ ; Прочитать SREG в регистр ior (R0)
═eor temp,ior═ ; Регистры temp и ior складываются по исключающему или

DEVICE - Определить устройство для которого компилируется программа

Директива DEVICE позволяет указать для какого устройства компилируется программа. При использовании данной директивы компилятор выдаст предупреждение, если будет найдена инструкция, которую не поддерживает данный микроконтроллер. Также будет выдано предупреждение, если программный сегмент, либо сегмент EEPROM превысят размер допускаемый устройством. Если же директива не используется то все инструкции считаются допустимыми, и отсутствуют ограничения на размер сегментов.
Синтаксис:
.DEVICE AT90S1200 |AT90S2313 | AT90S2323 | AT90S2333 | AT90S2343 | AT90S4414 | AT90S4433 | AT90S4434 | AT90S8515 | AT90S8534 | AT90S8535 | ATtiny11 | ATtiny12 | ATtiny22 | ATmega603 | ATmega103
Пример:
.DEVICE AT90S1200═ ; Используется AT90S1200
.CSEG
═══════ push r30══ ; Эта инструкция вызовет предупреждение
══════════════════ ; поскольку AT90S1200 её не имеет

DSEG - Сегмент данных

Директива DSEG определяет начало сегмента данных. Исходный файл может состоять из нескольких сегментов данных, которые объединяются в один сегмент при компиляции. Сегмент данных обычно состоит только из директив BYTE и меток. Сегменты данных имеют свои собственные побайтные счётчики положения. Директива ORG может быть использована для размещения переменных в необходимом месте ОЗУ. Директива не имеет параметров.
Синтаксис:
.DSEG═
Пример:
.DSEG═══════════════════════ ; Начало сегмента данных
var1:═ .BYTE 1══════════════ ; зарезервировать 1 байт для var1
table:═ .BYTE tab_size══════ ; зарезервировать tab_size байт.
.CSEG
═══════ ldi r30,low(var1)═══ ; Загрузить младший байт регистра Z
═══════ ldi r31,high(var1)══ ; Загрузить старший байт регистра Z
═══════ ld r1,Z═════════════ ; Загрузить var1 в регистр r1

DW - Определить слова во флэш или EEPROM


Директива DW резервирует необходимое количество слов в памяти программ или в EEPROM. Если вы хотите иметь возможность ссылаться на выделенную область памяти, то директива DW должна быть предварена меткой. Директива DW должна иметь хотя бы один параметр. Данная директива может быть размещена только в сегменте программ (CSEG) или в сегменте EEPROM (ESEG).
Параметры передаваемые директиве - это последовательность выражений разделённых запятыми. Каждое выражение должно быть или числом в диапазоне (-32768..65535), или в результате вычисления должно давать результат в этом же диапазоне, в противном случае число усекается до слова, причем БЕЗ выдачи предупреждений.
Синтаксис:
МЕТКА: .DW expressionlist
Пример:
.CSEG
varlist:═ .DW 0, 0xffff, 0b1001110001010101, -32768, 65535
.ESEG
eevarlst: .DW 0,0xffff,10

ENDMACRO - Конец макроса

Директива определяет конец макроопределения, и не принимает никаких параметров. Для информации по определению макросов смотрите директиву MACRO.
Синтаксис:
.ENDMACRO═
Пример:
.MACRO SUBI16══════════════ ; Начало определения макроса
═══════ subi r16,low(@0)═══ ; Вычесть младший байт первого параметра
═══════ sbci r17,high(@0)══ ; Вычесть старший байт первого параметра
.ENDMACRO

EQU - Установить постоянное выражение

Директива EQU присваивает метке значение. Эта метка может позднее использоваться в выражениях. Метка которой присвоено значение данной директивой не может быть переназначена и её значение не может быть изменено.
Синтаксис:
.EQU метка = выражение
Пример:
.EQU io_offset = 0x23
.EQU porta════ = io_offset + 2
.CSEG════════════════ ; Начало сегмента данных
═══════ clr r2═══════ ; Очистить регистр r2
═══════ out porta,r2═ ; Записать в порт A

ESEG - Сегмент EEPROM

Директива ESEG определяет начало сегмента EEPROM. Исходный файл может состоять из нескольких сегментов EEPROM, которые объединяются в один сегмент при компиляции. Сегмент EEPROM обычно состоит только из директив DB, DW и меток. Сегменты EEPROM имеют свои собственные побайтные счётчики положения. Директива ORG может быть использована для размещения переменных в необходимом месте EEPROM. Директива не имеет параметров.
Синтаксис:
.ESEG═══
Пример:
.DSEG═══════════════════ ; Начало сегмента данных
var1:══ .BYTE 1═════════ ; зарезервировать 1 байт для var1
table:═ .BYTE tab_size══ ; зарезервировать tab_size байт.
.ESEG
eevar1: .DW 0xffff═══════ ; проинициализировать 1 слово в EEPROM

EXIT - Выйти из файла

Встретив директиву EXIT компилятор прекращает компиляцию данного файла. Если директива использована во вложенном файле (см. директиву INCLUDE), то компиляция продолжается со строки следующей после директивы INCLUDE. Если же файл не является вложенным, то компиляция прекращается.
Синтаксис:
.EXIT
Пример:
.EXIT═ ; Выйти из данного файла

INCLUDE - Вложить другой файл

Встретив директиву INCLUDE компилятор открывает указанный в ней файл, компилирует его пока файл не закончится или не встретится директива EXIT, после этого продолжает компиляцию начального файла со строки следующей за директивой INCLUDE. Вложенный файл может также содержать директивы INCLUDE.
Синтаксис:
.INCLUDE "имя_файла"
Пример:
; файл iodefs.asm:
.EQU sreg══ = 0x3f════ ; Регистр статуса
.EQU sphigh = 0x3e════ ; Старший байт указателя стека
.EQU splow═ = 0x3d════ ; Младший байт указателя стека
; файл incdemo.asm
.INCLUDE iodefs.asm═══ ; Вложить определения портов
═══════ in r0,sreg════ ; Прочитать регистр статуса

LIST - Включить генерацию листинга

Директива LIST указывает компилятору на необходимость создания листинга. Листинг представляет из себя комбинацию ассемблерного кода, адресов и кодов операций. По умолчанию генерация листинга включена, однако данная директива используется совместно с директивой NOLIST для получения листингов отдельных частей исходных файлов.
Синтаксис:
.LIST
Пример:
.NOLIST═══════════════ ; Отключить генерацию листинга
.INCLUDE "macro.inc"══ ; Вложенные файлы не будут
.INCLUDE "const.def"══ ; отображены в листинге
.LIST═════════════════ ; Включить генерацию листинга

LISTMAC - Включить разворачивание макросов в листинге

После директивы LISTMAC компилятор будет показывать в листинге содержимое макроса. По умолчанию в листинге показывается только вызов макроса и передаваемые параметры.
Синтаксис:
.LISTMAC
Пример:
.MACRO MACX════════ ; Определение макроса
═══════ add═ r0,@0═ ; Тело макроса
═══════ eor═ r1,@1═
.ENDMACRO══════════ ; Конец макроопределения
.LISTMAC═══════════ ; Включить разворачивание макросов
═══════ MACX r2,r1═ ; Вызов макроса (в листинге будет показано тело макроса)

MACRO - Начало макроса

С директивы MACRO начинается определение макроса. В качестве параметра директиве передаётся имя макроса. При встрече имени макроса позднее в тексте программы, компилятор заменяет это имя на тело макроса. Макрос может иметь до 10 параметров, к которым в его теле обращаются через @0-@9. При вызове параметры перечисляются через запятые. Определение макроса заканчивается директивой ENDMACRO.
По умолчанию в листинг включается только вызов макроса, для разворачивания макроса необходимо использовать директиву LISTMAC. Макрос в листинге показывается знаком +.

Синтаксис:
.MACRO макроимя
Пример:
.MACRO SUBI16══════════════════ ; Начало макроопределения
═══════ subi @1,low(@0)════════ ; Вычесть младший байт параметра 0 из параметра 1
═══════ sbci @2,high(@0)═══════ ; Вычесть старший байт параметра 0 из параметра 2
.ENDMACRO══════════════════════ ; Конец макроопределения
.CSEG══════════════════════════ ; Начало программного сегмента
═══════ SUBI16 0x1234,r16,r17══ ; Вычесть 0x1234 из r17:r16

NOLIST - Выключить генерацию листинга

Директива NOLIST указывает компилятору на необходимость прекращения генерации листинга. Листинг представляет из себя комбинацию ассемблерного кода, адресов и кодов операций. По умолчанию генерация листинга включена, однако может быть отключена данной директивой. Кроме того данная директива может быть использована совместно с директивой LIST для получения листингов отдельных частей исходных файлов
Синтаксис:
.NOLIST
Пример:
.NOLIST═══════════════ ; Отключить генерацию листинга
.INCLUDE "macro.inc"══ ; Вложенные файлы не будут
.INCLUDE "const.def"══ ; отображены в листинге
.LIST═════════════════ ; Включить генерацию листинга

ORG - Установить положение в сегменте

Директива ORG устанавливает счётчик положения равным заданной величине, которая передаётся как параметр. Для сегмента данных она устанавливает счётчик положения в SRAM (ОЗУ), для сегмента программ это программный счётчик, а для сегмента EEPROM это положение в EEPROM. Если директиве предшествует метка (в той же строке) то метка размещается по адресу указанному в параметре директивы. Перед началом компиляции программный счётчик и счётчик EEPROM равны нулю, а счётчик ОЗУ равен 32 (поскольку адреса 0-31 заняты регистрами). Обратите внимание что для ОЗУ и EEPROM используются побайтные счётчики а для программного сегмента - пословный.
Синтаксис:
.ORG выражение
Пример:
.DSEG═══════════════ ; Начало сегмента данных
.ORG 0x37═══════════ ; Установить адрес SRAM равным 0x37
variable: .BYTE 1═══ ; Зарезервировать байт по адресу 0x37H
.CSEG
.ORG 0x10═══════════ ; Установить программный счётчик равным 0x10
═════════ mov r0,r1═ ; Данная команда будет размещена по адресу 0x10

SET - Установить переменный символический эквивалент выражения

Директива SET присваивает имени некоторое значение. Это имя позднее может быть использовано в выражениях. Причем в отличии от директивы EQU значение имени может быть изменено другой директивой SET.
Синтаксис:
.SET имя = выражение
Пример:
.SET io_offset = 0x23
.SET porta════ = io_offset + 2
.CSEG════════════════ ; Начало кодового сегмента
═══════ clr r2═══════ ; Очистить регистр 2
═══════ out porta,r2═ ; Записать в порт A

Выражения

Компилятор позволяет использовать в программе выражения которые могут состоять операндов, знаков операций и функций. Все выражения являются 32-битными.

Операнды

Могут быть использованы следующие операнды:
  • Метки определённые пользователем (дают значение своего положения).
  • Переменные определённые директивой SET
  • Константы определённые директивой EQU
  • Числа заданные в формате:
    • Десятичном (принят по умолчанию): 10, 255
    • Шестнадцатеричном (два варианта записи): 0x0a, $0a, 0xff, $ff
    • Двоичном: 0b00001010, 0b11111111
    • Восьмеричном (начинаются с нуля): 010, 077
  • PC - текущее значение программного счётчика (Programm Counter)

Операции

Компилятор поддерживает ряд операций, которые перечислены в таблице (чем выше положение в таблице, тем выше приоритет операции). Выражения могут заключаться в круглые скобки, такие выражения вычисляются перед выражениями за скобками.
ПриоритетСимволОписание
14!Логическое отрицание
14~Побитное отрицание
14-Минус
13*Умножение
13/Деление
12+Суммирование
12-Вычитание
11<<Сдвиг влево
11>>Сдвиг вправо
10<Меньше чем
10<=Меньше или равно
10>Больше чем
10>=Больше или равно
9==Равно
9!=Не равно
8&Побитное И
7^Побитное исключающее ИЛИ
6|Побитное ИЛИ
5&&Логическое И
4||Логическое ИЛИ

Логическое отрицание

Символ: !
Описание: Возвращает 1 если выражение равно 0, и наоборот
Приоритет: 14
Пример: ldi r16, !0xf0═ ; В r16 загрузить 0x00

Побитное отрицание

Символ: ~
Описание: Возвращает выражение в котором все биты проинвертированы
Приоритет: 14
Пример: ldi r16, ~0xf0═ ; В r16 загрузить 0x0f

Минус

Символ: -
Описание: Возвращает арифметическое отрицание выражения
Приоритет: 14
Пример: ldi r16,-2═ ; Загрузить -2(0xfe) в r16

Умножение

Символ: *
Описание: Возвращает результат умножения двух выражений
Приоритет: 13
Пример: ldi r30, label*2

Деление

Символ: /
Описание: Возвращает целую часть результата деления левого выражения на правое
Приоритет: 13
Пример: ldi r30, label/2

Суммирование

Символ: +
Описание: Возвращает сумму двух выражений
Приоритет: 12
Пример: ldi r30, c1+c2

Вычитание

Символ: -
Описание: Возвращает результат вычитания правого выражения из левого
Приоритет: 12
Пример: ldi r17, c1-c2

Сдвиг влево

Символ: <<
Описание: Возвращает левое выражение сдвинутое влево на число бит указанное справа
Приоритет: 11
Пример: ldi r17, 1<<bitmask═ ; В r17 загрузить 1 сдвинутую влево bitmask раз

Сдвиг вправо

Символ: >>
Описание: Возвращает левое выражение сдвинутое вправо на число бит указанное справа
Приоритет: 11
Пример: ldi r17, c1>>c2═ ; В r17 загрузить c1 сдвинутое вправо c2 раз

Меньше чем

Символ: <
Описание: Возвращает 1 если левое выражение меньше чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 10
Пример: ori r18, bitmask*(c1<c2)+1

Меньше или равно

Символ: <=
Описание: Возвращает 1 если левое выражение меньше или равно чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 10
Пример: ori r18, bitmask*(c1<=c2)+1

Больше чем

Символ: >
Описание: Возвращает 1 если левое выражение больше чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 10
Пример: ori r18, bitmask*(c1>c2)+1

Больше или равно

Символ: >=
Описание: Возвращает 1 если левое выражение больше или равно чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 10
Пример: ori r18, bitmask*(c1>=c2)+1

Равно

Символ: ==
Описание: Возвращает 1 если левое выражение равно правому (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 9
Пример: andi r19, bitmask*(c1==c2)+1

Не равно

Символ: !=
Описание: Возвращает 1 если левое выражение не равно правому (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 9
Пример: .SET flag = (c1!=c2)═ ;Установить flag равным 1 или 0

Побитное И

Символ: &
Описание: Возвращает результат побитового И выражений
Приоритет:═ 8
Пример: ldi r18, High(c1&c2)

Побитное исключающее ИЛИ

Символ: ^
Описание: Возвращает результат побитового исключающего ИЛИ выражений
Приоритет: 7
Пример: ldi r18, Low(c1^c2)

Побитное ИЛИ

Символ: |
Описание: Возвращает результат побитового ИЛИ выражений
Приоритет: 6
Пример: ldi r18, Low(c1|c2)

Логическое И

Символ: &&
Описание: Возвращает 1 если оба выражения не равны нулю, и 0 в противном случае
Приоритет: 5
Пример: ldi r18, Low(c1&&c2)

Логическое ИЛИ

Символ: ||
Описание: Возвращает 1 если хотя бы одно выражение не равно нулю, и 0 в противном случае
Приоритет: 4
Пример: ldi r18, Low(c1||c2)

Функции

Определены следующие функции:
  • LOW(выражение) возвращает младший байт выражения
  • HIGH(выражение) возвращает второй байт выражения
  • BYTE2(выражение) то же что и функция HIGH
  • BYTE3(выражение) возвращает третий байт выражения
  • BYTE4(выражение) возвращает четвёртый байт выражения
  • LWRD(выражение) возвращает биты 0-15 выражения
  • HWRD(выражение) возвращает биты 16-31 выражения
  • PAGE(выражение) возвращает биты 16-21 выражения
  • EXP2(выражение) возвращает 2 в степени (выражение)
  • LOG2(выражение) возвращает целую часть log2(выражение)

Atmel, AVR являются зарегистрированными товарными знаками фирмы Atmel Corporation
Перевод выполнил Руслан Шимкевич, ruslansh@i.com.ua

Ссылка на оригинал статьи.

No comments:

Post a Comment